Полногеномное НИПТ выявило патологии, выходящие за рамки распространённых трисомий

Полногеномное НИПТ выявило патологии, выходящие за рамки распространённых трисомий

7 июня 2022

По данным голландского исследования TRIDENT-2, примерно у каждой 275 женщины, решившей пройти полногеномное неинвазивное пренатальное генетическое тестирование, помимо распространённых трисомий были обнаружены дополнительные генетические изменения. Результаты работы были опубликованы в American Journal of Human Genetics.

Хотя неинвазивное пренатальное тестирование (НИПТ) было разработано для выявления распространённых трисомий по 21, 18 и 13 парам хромосом, со временем оно было расширено для обнаружения дополнительных хромосомных анеуплоидий, включая редкие аутосомные трисомии и структурные хромосомные аберрации как фетального, так и материнского происхождения.

В рамках исследования TRIDENT-2 (Trial by Dutch Laboratories for Evaluation of Noninvasive Prenatal Testing-2 – Второе испытание голландских лабораторий по оценке неинвазивного пренатального тестирования) Голландский консорциум (Dutch NIPT Consortium) поставил цель оценить неинвазивное пренатальное тестирование как скрининговый тест первого уровня для выявления распространённых анеуплоидий среди группы с общепопуляционным риском. Участники проекта могли выбрать либо целевой скрининг на трисомии 21, 18 и 13, либо полногеномное НИПТ, которое позволит выявить и другие хромосомные аномалии. Как сообщила группа исследователей, дополнительные генетические изменения, большинство из которых имели клиническое значение, были обнаружены почти в 0,4% беременностей, для которых проводилось полногеномное тестирование.

«Основываясь на известной распространённости тяжёлых хромосомных аберраций при беременности, мы ожидали обнаружить патогенные хромосомные аномалии плода, отличные от типичных трисомий», – сообщил старший автор Роберт-Ян Гальярд (Robert-Jan Galjaard) из Медицинского центра Эразмус (Erasmus Medical Center).

Исследование TRIDENT-2 стартовало в 2017 году при финансировании Министерства здравоохранения (Dutch Ministry of Health), его главная цель — предложить НИПТ всем беременным женщинам в Нидерландах. В рамках предыдущего проекта TRIDENT-1 НИПТ проводилось только для беременных из группы высокого риска. В ходе TRIDENT-2 женщины могли выбрать НИПТ за 175 евро (190 долл. США) для целевого тестирования на распространённые трисомии или в качестве полногеномного тестирования.

Более 43% участниц проекта решили пройти НИПТ, и почти 75% из них выбрали полногеномный вариант. В результате тестирования у 0,49% женщин, воспользовавшихся тем или иным видом НИПТ, была обнаружена одна из распространённых анеуплоидий. А у 0,36% беременных, отдавших предпочтение полногеномному тестированию, то есть у каждой 275 женщины, были выявлены более редкие нарушения.

Примерно в 10% случаев исследователи не смогли определить происхождение дополнительной хромосомной аберрации. Почти четверть отклонений были фетальными, чуть больше четверти – материнскими, а около половины вызваны плацентарным мозаицизмом.

Из хромосомных аберраций фетального происхождения 77,2% были патогенными. Они включали несколько редких аутосомных трисомий, но большинство из них были структурными хромосомными аберрациями. Родители выбрали прерывание беременности в 86,9% случаев.

Трисомии, обусловленные плацентарным мозаицизмом, были выявлены в 52,8% случаев, – в основном это редкие аутосомные варианты. Около половины из них были связаны с неблагоприятными перинатальными исходами, включая повышенный риск преэклампсии, преждевременных родов и низкого веса при рождении. Исследователи отметили, что эти корреляции сохранялись, даже когда они исключили случаи трисомии 16 хромосомы, которые ранее связывали с вышеперечисленными состояниями. Учёные считают, что женщинам с такими результатами тестирования следует предлагать индивидуальное перинатальное акушерское наблюдение.

Исследователи также отметили, что только треть выявленных нарушений материнского происхождения были врождёнными. Более половины женщин с врождёнными хромосомными аберрациями имели симптомы, связанные с ранее не диагностированным заболеванием. Кроме того, 12 из 15 сложных хромосомных аберраций материнского происхождения были вызваны злокачественным новообразованием.

Эти результаты позволили исследователям предположить, что большинство редких хромосомных аберраций, обнаруженных благодаря полногеномному тестированию, имеют клиническое значение.

«Мы понимаем значимость выявления дополнительных патогенных аберраций плода с помощью полногеномного НИПТ. Распространённость этих находок примерно такая же, как трисомии 13 и 18 хромосом, для которых широко используется пренатальный скрининг, – отметил Гальярд. – Многие из обнаруженных дополнительных аберраций имеют не фетальное происхождение, а плацентарное. Это проблема, которая требует решения».

По словам Гальярда, в ходе TRIDENT-2 также изучались достоверность применения полногеномного НИПТ для многоплодных беременностей, психологическое воздействие дополнительных находок на семью и долгосрочное влияние плацентарного мозаицизма на здоровье детей. Исследование будет продолжено, что позволит расширить текущий набор данных.

Подпишитесь на наши обновления

Подпишитесь на нашу информационную рассылку, чтобы оставаться в курсе новостей в мире генетики
Ваш e-mail
Спасибо за подписку!